В последнее время пользователи сети интернет, профессиональная деятельность которых близка к электроэнергетике, горячо и эмоционально, особенно не стесняясь в выражениях, обсуждают появившееся выступление заместителя Генерального директора — главного инженера группы компаний ПАО «Россети» г-на Майорова А.В., видеозапись которого, по всей вероятности, была сделана в ходе оперативного совещания 20 ноября 2019 года и набрала более 40 тысяч просмотров.
Видеоролик содержит целый ряд резких, неуважительных, оскорбляющих достоинство человека, и весьма сомнительных с точки зрения права высказываний в адрес работников сетевой компании, которые по мнению топ-менеджера потенциально только и способны на нарушения корпоративных правил и норм в области охраны труда и техники безопасности при производстве работ, а также в адрес семей работников электросетевого комплекса.
Выступление, по сути, второго лица компании вызвал справедливую волну критики и негодования со стороны персонала и общественности. Причин для возмущения, ровно как и вопросов возникает множество. Главные из них:
— такой стиль руководства и управления стал нормой в сетевой госкорпорации (многие руководители в дочерних и зависимых обществах Компании склоняются к подобному стилю управления персоналом);
— профессиональная пригодность главного инженера в области знаний российского законодательства, нормативно-правовых документов в сфере трудовых и связанных с ними экономических отношений, а также в области охраны труда;
— может ли человек, который так бесцеремонно и заносчиво обращается с вверенным ему персоналом и своими высказываниями подрывает имидж госкорпорации, быть ключевым руководителей крупнейшей российской энергетической сетевой компании?
Всероссийский Электропрофсоюз, после множества обращений представителей работников дочерних и зависимых компаний ПАО «Россети», не смог пройти мимо инцидента и дал правовую оценку тем высказываниям, которые позволил себе топ- менеджер.
«За произошедшее нарушение (на производстве) он (сотрудник) не должен получить ни копейки, не то, что премии (лишиться), а даже в окладе – ни копейки. Накладывать штрафы какие-то… Нарушитель должен знать, что если он сделает случайно или намеренно некое действие, которое приведет к нарушению трудовой дисциплины и техники безопасности и охраны труда, он останется без денег, и семья, соответственно, останется без средств к существованию на месяц…»
1. Оплата труда работников предопределяет правовой механизм распределения продукта труда между работником и работодателем. Работник своим трудом создаёт прибавочный продукт и обеспечивает работодателя прибылью! А не в обратном порядке, когда работодатель по своему усмотрению решает об оплате труда работника.
2. Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, закреплено право каждого работающего на справедливое и удовлетворительное вознаграждение (ст. 23). Исходя из смысла ст. 37 Конституции РФ, защита конституционного права граждан на справедливую оплату труда является одним из приоритетных направлений государственной политики.
Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда относится к основным принципам регулирования трудовых отношений (ст. 2 Трудового кодекса РФ. При этом работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Право работника на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а также соответствующая обязанность работодателя выплачивать заработную плату в полном размере и обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности закреплены в ст. ст. 21, 22, 132 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, несоблюдение конституционного требования о справедливой заработной плате может расцениваться в качестве грубого нарушения Конституции РФ и Трудового Кодекса РФ, несоблюдения принципов трудового права и основных государственных гарантий работников в сфере оплаты труда в компании «Россети».
3. Действующим трудовым законодательством не установлены основания для применения мер дисциплинарных взысканий в качестве штрафов для работников организации. Возможность штрафовать работников за какие-либо нарушения исключена положениями ст. 192 ТК РФ, которая запрещает применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. При этом ТК РФ прямо предусматривает закрытый перечень дисциплинарных взысканий, а именно: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Высказывания о полном лишении оклада работников являются подтверждением того, что должностное лицо не знакомо с системой государственных гарантий по оплате труда работников.
«Человек должен знать, даже если он руководитель, будь он мастер или начальник службы, замначальника службы, главный инженер производственного отделения — он должен знать, что будет опозорен публично, если в его подразделении по его вине будет допущено нарушение».
Часть 1 ст. 21 Конституции России гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».
Опозорить публично работника в общественном мнении и есть унижение чести и достоинства. Как указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», ст. 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. При этом предусмотренное ст. ст. 23 и 46 Конституции РФ право каждого на защиту своей чести и доброго имени является необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.
Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, влечёт наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц, в соответствии со статьёй 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
1. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
К моменту размещения этого материала на сайте ВЭП заместитель Генерального директора – главный инженер ПАО «Россети» г-н Майоров А.В. извинился за «некорректные высказывания», объяснив все своими переживаниями за работников вверенной ему компании, желанием исключить возможность нарушений дисциплины труда, недопущение несчастных случаев на производстве, нарушений правил безопасности и охраны труда.
Но даже этот «жест доброй воли» не произвел того эффекта, на который рассчитывали в компании. Далеко не все поверили в искренность принесенных извинений и отнесли их на свой счет. Кого главный инженер группы компаний ПАО «Россети» называет коллегами? Попадают ли в эту категорию жены, дети, члены семьи работников? Думаем, что нет. А ведь именно в эту болевую точку метил на оперативке г-н Майоров.
У нас до сих пор нет полной уверенности в том, что озвученные на совещании методы воздействия на персонал не будут всерьез рассматриваться менеджментом ПАО «Россети», а также в дочерних и зависимых структурах Общества, а сам Майоров понесет хоть какое-то дисциплинарное наказание…
А может быть тоже – на доску позора?!
http://www.elprof.ru/about/info/news/3267/