Минимум без гарантий. Решение Конституционного суда об окладе не ниже МРОТ так и не стало законом

25.10.2018

В ФНПР предлагают внести изменения в статьи Трудового кодекса для реализации вердикта Конституционного суда от 7 декабря 2017 года. Законопроект разработан и будет направлен депутатам межфракционной группы “Солидарность” для внесения в Госдуму. О том, что надо совершенствовать законодательство, регулирующее сферу оплаты труда, газете “Солидарность” рассказал секретарь ФНПР Николай Гладков.

Почти год назад, 7 декабря 2017 года, Конституционный суд РФ поставил жирную точку в многолетней борьбе профсоюзов за “чистоту” минимального размера оплаты труда. Вердикт КС РФ по делу о проверке конституционности положений статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса был однозначен: не включать в состав МРОТ районные коэффициенты и надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним.

Третья часть постановления КС касалась всей территории РФ: “…федеральный законодатель правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки и оклада первого разряда не ниже МРОТ, установленного федеральным законом”.

Материалы по теме:
«МРОТ сверяют с Конституцией» — «Солидарность» № 44, 2017

«Теперь надбавки сверху» — «Солидарность» № 46, 2017

«Битва за МРОТ», «Солидарность» № 3, 2018

«Судебный перерасчет», «Солидарность» № 6, 2018

СПЕЦХРАН: «Почему в МРОТ не должны включатся никакие выплаты»

Профсоюзный словарь: «Все о МРОТ»

Однако по истечении десяти месяцев правительство РФ никак не отреагировало на мнение Конституционного суда. Более того, Минтруд России в письмах от 4 и 5 июня 2018 года обозначил позицию, согласно которой “трудовое законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда”.

Федерация независимых профсоюзов России в письме на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и генерального прокурора Юрия Чайки выразила обеспокоенность по поводу позиции ведомства.

“Считаем подобную позицию Минтруда России намеренно искаженной и вводящей правоприменителей в заблуждение. Нельзя смешивать содержание заработной платы с величиной МРОТ, — говорится в письме. — Достойный размер заработной платы — залог роста производительности труда и развития экономики страны в целом. Бездействие представителей государственной власти в решении вопроса доведения размеров минимальных тарифных ставок (окладов) до величины МРОТ — вне закона”.

По словам секретаря ФНПР Николая Гладкова, “Минтруд продолжает тупить”:

— В системе оплаты труда должна быть реализована конституционная гарантия. Это минимальный размер вознаграждения за труд. В системе оплаты труда он выражен в тарифной ставке и окладе. Но кто скажет, как это реализуется?

Ответом и станет разработанный в ФНПР законопроект “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ”, — продолжает Гладков. — А именно, ч. 3 ст. 133 ТК предлагается изложить в следующей редакции: “Минимальный размер месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда”. В ч. 11 ст. 133.1 предлагается также заменить “месячную заработную плату работника” на “минимальный размер месячного вознаграждения в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника”.

Как известно, вознаграждение за труд (ч. 1 ст. 129 ТК РФ) в системах оплаты труда (ч. 2 ст. 135 ТК РФ) формализовано в двух видах — в тарифных ставках и окладах (должностных окладах). Поскольку ч. 3 ст. 73 Конституции РФ провозгласила право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, совершенно очевидно, что и размеры тарифных ставок и окладов не могут быть ниже величины МРОТ, то есть на сегодня — 11 163 рубля в месяц, — считает Гладков.

По сведениям Николая Гладкова, законопроект, разработанный в правовом департаменте ФНПР, будет в ближайшее время направлен депутатам межфракционной группы “Солидарность” для внесения в качестве законодательной инициативы в Госдуму РФ.

— Думаю, что это случится еще в этом году. Сейчас в бюджетной сфере царит полный хаос: тарифные ставки в сферах здравоохранения, образования и культуры порой составляют 1,5 — 2,5 тысячи рублей. Поэтому вариантов — принимать или не принимать данный законопроект — нет. Конституционная гарантия по оплате труда должна быть реализована, — сказал секретарь ФНПР.

https://www.solidarnost.org/articles/Minimum_bez_garantiy.html