ЖИТЬ И РАБОТАТЬ С УВЛЕЧЕНИЕМ!

23.07.2019

…С ветераном омской энергосистемы, заслуженным энергетиком Юрием Константиновичем Герасимовым мы встретились у него дома в небольшой деревеньке Любинского района, где его семья живет уже много лет… Юрий Константинович встретил нас при параде: строгий костюм, белая рубашка. На груди у сердца — значок «Омскэнерго» — символ единой энегосистемы… С него и начался рассказ ветерана:

— Это первый истинный наш знак, который был задуман и воплощен нами, работниками «Омскэнерго», в честь 40-летия предприятия. Форма значка — овальная, синий цвет означает воду, красный — огонь, между ними возникает энергия. В овале вписаны буквы «О» и «Э». Это и есть «Омскэнерго». Нагрудный значок вручали работникам, как своего рода награду, знак отличия. С изображением знака был создан флаг «Омскэнерго». Это потом уже в середине 2000-х появились новые значки с лучами солнца.

… Мальчишки его поколения мечтали об авиации, Юрий Константинович Герасимов — не исключение. Он готовился стать летчиком, освоил прыжки с парашютом, но не повезло — забраковала медкомиссия. Выбрал не менее достойную профессию — профессию энергетика и всю свою жизнь отдал служению омской энергосистеме. В его трудовой книжке всего лишь несколько записей о приеме и переводе.

Начинал свою трудовую деятельность электромонтером релейной службы в 1957 году. Прошел все ступени профессионального роста — от инженера релейной службы до директора Западных электрических сетей (с 1984 по 2002 год). При его непосредственном участии и под его руководством осуществлялось развитие сетевого комплекса омской области. И сегодня его воспоминания, как говорится, на вес золота.

История омской энергосистемы начиналась в 1913 году, когда была построена омская центральная электростанция — ЦЭС (позднее ТЭЦ-1), при ней был сетевой участок, затем во время войны строилась электростанция паровозоремонтного завода — ТЭЦ-2. В 1943 году было решено создать энергоуправление РЭУ «Омскэнерго». После войны ударными темпами вводилась ТЭЦ-3 для омской нефтехимии. Нужно было соединить ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, чтобы дать энергию на новую станцию.

Для этого в Омске на ул. Лизы Чайкиной стали строить первую подстанцию 110 кВ – «Октябрьская». С ТЭЦ-2 шла линия 35 кВ, заходила на «Октябрьскую», а линия напряжением 110 кВ была построена до ТЭЦ-3. Линии 10 кВ подстанции «Октябрьская» питали промышленность. В те же годы в северном промышленном районе Омска кроме нефтезавода появились завод СК, завод пластмасс, потребовалось строительство ТЭЦ-4. С ее вводом стали возникать избыточные мощности, что позволило строить сети с ТЭЦ-3 на север области. Это была линия 110 кВ ТЭЦ-3 — Саргатка — Колосовка — Тара.

— Линия была построена на деревянных опорах, — вспоминает Юрий Константинович. — Лес заготавливали в Лесосибирске, пропитывали опоры на заводе в Сталинграде, потом уже доставляли опоры в Омск.
В 1964 году на базе Сельхозэнерго и электрических сетей «Омскэнерго» приказом Наркомата были созданы предприятия – Западные, Восточные и Городские электрические сети РЭУ «Омскэнерго». Продолжалось строительство сетей для сельского хозяйства. В Омске строились подстанции 110 кВ. Все городские подстанции классом напряжения выше 35 кВ и участки в 15 районах области вошли в состав Западных сетей. Первоначально в сети было принято на работу 425 человек. В их числе и Юрий Герасимов. В эти годы строилось кольцо подстанций и линий электропередачи 220 кВ. Западные сети простирались до самого Усть-Ишима.

— Конечно, и технических, и кадровых проблем было немало, — вспоминает Юрий Константинович, — но одной из самых острых были и остаются проблемы с состоянием дорог в Омской области. Доедешь до места назначения и, казалось, плечи у тебя где-то на уровне «земли», а еще ведь нужно было работать, вести монтаж подстанций, строить линии, отыскивать повреждения…, поэтому и командировки персонала были продолжительными по времени. Чтобы добраться из Омска до Усть-Ишима, — вспоминает ветеран, — приходилось ехать до Крутинки, потом через Викулово (Тюменская область) по грунтовке. Зачастую дорога для командированного персонала занимала до 12 часов.

Тем временем, промышленность Омска развивалась, и дефицит мощности энергосистемы достигал 300 МВт. Энергетики были вынуждены вводить режимы ограничения для промышленных потребителей.
Началось большое строительство — подстанция 500 кВ «Таврическая». Самый квалифицированный инженерно-технический персонал «Омскэнерго», мехколонны 50-й, 60-й и многие другие участвовали в ее строительстве. В 1973 году подстанция дала первый ток по линии 500 кВ — энергия шла с Ермаковской ГРЭС в Казахстане. Омские ТЭЦ «вздохнули свободнее». У них появилась возможность давать больше времени на ремонт оборудования, но дефицит мощности еще сохранялся. Так, с середины 60-х годов (с момента создания Западных сетей «Омскэнерго») до конца 80-х под руководством Юрия Константиновича Герасимова Западные электрические сети стали одним из крупнейших электросетевых подразделений страны.

— Электрические сети в качестве предприятий подразделялись на категории, — рассказывает Юрий Константинович, — первой, второй, третьей… Западные сети стали предприятием сверхкатегорийной группы. — Конечно, с одной стороны, почетно было работать в таком крупном подразделении, но и ответственность была огромной, связанной с обеспечением надежности электроснабжения населения миллионного города.
Руководством Главвостокэнерго и «Омскэнерго» было принято решение об организации предприятий электрических сетей: Восточные, Городские и Западные электрические сети. Также в конце 60-х в составе РЭУ «Омскэнерго» было образовано подразделение Северные электрические сети, в которое отошли линии, построенные для омского севера (электрификация омского севера была окончена в 1979 году, когда энергия была дана в д. Листвяги Большеуковского района).

Тем не менее к началу 2000 года Западные сети оставались крупнейшим электросетевым подразделением, в котором числилось 105 подстанций 35 — 500 кВ.

Сегодня Юрий Константинович с большим уважением вспоминает своих коллег, энергетиков, с кем работал многие годы. На должность директора Западных сетей его утверждали по рекомендации директора РЭУ «Омскэнерго» Владимира Ивановича Кротова в Москве в 1984 году вместе с Николаем Ивановичем Кириленко (директор Омской ТЭЦ-5). Словами благодарности вспоминает ветеран Федора Михайловича Белобородова, который внес большой вклад в развитие Омской энергосистемы. Правой рукой директора — главным инженером Западных сетей многие годы был Александр Иванович Рейтер, который также как и Герасимов до назначения главным инженером, работал в релейной службе Западных сетей под руководством Владимира Степановича Корикова. Заместителем Корикова многие годы был Анатолий Серафимович Дуринов. Отец Анатолия Серафимовича Дуринова — Серафим Трофимович Дуринов — был назначен главным инженером Энергоуправления «Омскэнерго». Он обладал большими знаниями и настоящим талантом инженера, руководителя, и смог передать свой опыт коллегам и своему сыну, который участвовал в строительстве, монтаже и обслуживании подстанций Западных сетей, в том числе и пятисоток. И сегодня во многом благодаря этим людям, потенциалу, заложенному ими еще в 50-70 годы прошлого века, подстанции и сети остаются в строю.

Интереснейший раритет, бережно хранимый Юрием Константиновичем Герасимовым, — фотоальбом, где нашли свое место фотографии тех лет. Здесь и люди, и панорамы строящихся подстанций, линий электропередачи, счастливые мгновенья и… не очень, например, последствия стихий, пронесшихся по сетям области: есть фотографии опор линий 110 -220 кВ, согнувшихся, как тростинки, под натиском ветра или ледяного дождя.

— Проблемы мы старались решать спокойно, без страха, истерик, — рассказывает Юрий Константинович, — собирали техсовет, совместно находили решение и воплощали его в жизнь. Сегодня я хотел бы пожелать энергетикам идти по жизни смело, ничего не бояться, максимально использовать в работе все свои знания, опыт, и тогда все будет получаться.

… Своего юношеского увлечения авиацией Юрий Константинович не оставлял никогда. Несмотря на то, что он с грустью сказал о своем былом увлечении «рожденный ползать — летать не может», мне почему-то подумалось, что эти слова совсем не о Герасимове. На самом деле он летал! Летал всю жизнь! Он управлял большим предприятием как авиалайнером: виртуозно, профессионально, надежно. Летал с подстанции на подстанцию, из командировки на совещание, с самой отдаленной линии — на мастерские участки. Бывая в различных странах и городах, обращал внимание на то, как устроены электрические сети, чтобы привнести лучшие достижения в свои сети. И не случайно в энергосистеме Франции ему сказали, что энергосистемой России нужно гордиться.